Интересные факты о музыке - ДШИ Фокино

МБУ ДО
"Детская школа искусств"
ГО ЗАТО г. ФОКИНО

Приморский край, г. Фокино

ул. Комсомольская, д. 12

тел: 8 (42339) 24888

Перейти к контенту

Главное меню:

Интересные факты о музыке

Познавательное > Для детей
Необычные факты о музыке, которых мы не знали


1.Никто из участников группы «Битлз» не знал нотной грамоты.
2.Наши сердца бьются в такт музыке, которую мы в данный момент слушаем.
3.Лео Фендер, изобретатель электрогитар «Телекастер» и «Стратокастер», не умел играть на гитаре вовсе.
4.Cамый длинный органный концерт в мире начался в 2001 году, а закончится только в 2640 году, то есть через 639 лет.
5.Музыка активирует часть мозга, которая отвечает за удовольствие.
6.Группа «Metallica» после нашумевшего выступления в Антарктиде занесена в Книгу рекордов Гиннеса как первая и единственная группа, выступившая за год на всех семи континентах Земли.
7.Британский военно-морской флот распугивает сомалийских пиратов песнями Бритни Спирс.
8.Слушая музыку во время занятий спортом, вы становитесь более выносливыми.
9.Как правило, любимая песня у человека ассоциируется с каким-то эмоциональным моментом в жизни.
10.Компания «Warner Brothers» ежегодно зарабатывает около 2 000 000 долларов за авторское право на песню «Happy Birthday».
11.Под воздействием музыки цветы растут быстрее.
12.Жанр музыки, который вы слушаете, влияет на ваше мировосприятие.
.13.Австралийские ученые заметили, что рок-звёзды умирают молодыми. Действительно, обычно они умирают на 25 лет раньше среднестатистического человека.
14.Коровы дают больше молока, когда слушают спокойную медленную музыку.
Без нот

А знаете ли вы, что можно стать исполнителем классической музыки, не зная нотной грамоты? Конечно в современной музыкальной жизни это скорее исключение из правила. Самым известным таким исключением был Лучано Паваротти, не скрывавший, что почти не умеет читать ноты. Слух и собственная система разучивания оперных партий помогли ему несмотря ни на что стать одним из величайших теноров XX века. Но все-таки верность нотному оригиналу сегодняшние исполнители считают чем-то само собой разумеющимся.
А вот в эпоху барокко каждый музыкант был даже обязан придавать тому, что зафиксировано в нотах, свои собственные украшательства. Музыкант, не включивший в свое исполнение ни одной импровизации, считался бы в те времена скучным. Позже так же поступал Ференц Лист: играя сочинения других композиторов, он относился к ним свободно и раскованно. В 1838 году писали: «Он может играть сегодня так, а завтра иначе. Играет всегда Лист, но душа у него каждый раз другая».
И все-таки даже сейчас музыка порой звучит неодинаково. Многое зависит от дирижера, солиста, оркестра. Иначе как объяснить известный случай, когда дирижеру Клемпереру для исполнения «Пасторальной» Бетховена понадобилось на десять минут больше, чем Караяну?

Источники: Дэниел Хоуп. Когда можно аплодировать?
Связь вокзала и вокала

Слово ВОКЗАЛ в своем происхождении имеет связь с музыкой. Дело в том, что слово это английское и состоит из двух понятий — «вок» — часть слова «вокал» (пение) и слова «зал» (большое помещение для публики). Таким образом, получается, что вокзал — это помещение для пения перед публикой.
В русский язык это понятие попало благодаря Павловскому вокзалу (близ Петербурга), служившему одновременно железнодорожной станцией (залом ожидания для пассажиров) и увеселительным местом.
Чтобы пассажирам не было скучно в ожидании поезда, в вокзальном зале их развлекали пением.
Проклятие девятой симфонии

А знаете ли вы, что историки музыки говорят о существовании «проклятия девятой симфонии». Конечно можно вспомнить, что Гайдн написал 104 симфонии, Моцарт – 41, а вот Бетховен умер во время работы над Десятой. Брукнер отказался от первой своей симфонии, назвав ее «Нулевой», но, работая над Девятой (которая по сути была десятой) умер. Малер, зная, что дальше Девятых не продвинулись ни Бетховен, ни Брукнер, попытался обойти мистическую закономерность: закончив Восьмую и перейдя к следующей, Малер дал ей вместо номера название – «Песнь о Земле», отодвинув пугающую цифру. И все же последним его законченным опусом стала симфония № 9 – смерть прервала его работу над Десятой.
Мундштучный офиклеид

А знаете ли вы, что название музыкального инструмента «саксофон» складывается из двух слов: «сакс» – от фамилии изобретателя и греческого «фон», что означает звук. Саксофон был изобретен в 1841 году Адольфом Саксом – бельгийским музыкантом. Правда сам он постеснялся назвать придуманный им инструмент своим именем, а дал ему название «мундштучный офиклеид». Название же «саксофон» было предложено несколько лет спустя Гектором Берлиозом – видимо произносить слова «мундштучный офиклеид» все же было крайне неудобно.
Такая опасная профессия дирижера

А знаете ли вы, что причиной смерти французского композитора Жана-Батиста Люлли (1632 – 1687), который считается создателем национальной французской оперы (несмотря на то, что был итальянцем по происхождению), стала «дирижерская палочка». В то время в качестве этой самой палочки дирижеры использовали прогулочные трости, которыми отстукивали ритм по полу. 8 января 1687 года, дирижируя оркестром, Люлли сильно ударил по своей ноге наконечником трости. Эта казалось бы несущественная рана, однако, привела к заражению крови и скорой смерти композитора.
Фонограф против граммофона

А знаете ли вы, что изобретением первого звукозаписывающего аппарата мы обязаны Томасу Эдисону? Да-да, все тому же гениальному изобретателю лампочки и электрического стула. Однако превратить звукозапись в индустрию Эдисон не смог. И хотя именно он первым обратил внимание на меломанов как на целевую аудиторию, его конструкция фонографа, использовавшего валики, была нежизнеспособна. Валики практически не поддавались тиражированию. Певец мог петь одновременно максимум перед тремя рупорами – соответственно голос его записывался лишь на три валика (оркестровые номера правда можно было записать на все 10 валиков). Но представьте, если запись пользовалась популярностью, артисту приходилось несколько дней петь одно и то же, чтобы записать мало-мальски приличное количество валиков. Неэффективно.
А в индустрию звукозапись превратил «враг» Эдисона – Эмиль Берлинер, когда придумал записывать звук не на валики, а на диски, которые поддавались штамповке. Эдисон пытался бороться с изобретенными Берлинером граммофонами всеми возможными способами, и от отчаяния даже изобрел способ тиражирования валиков. Но до многотысячных тиражей пластинок валикам Эдисона было далеко. В 1913 году он признал свое поражение, а граммофонные пластинки начали триумфальное шествие по миру.
«Happy birthday to you»

А знаете ли вы, что всем известная песенка «Happy birthday to you» («С днем рождения тебя») имеет непростую судьбу.  Мелодия ее официально была написана в 1893 году сёстрами Хилл, учительницами младших классов из Кентукки. Только тогда эта песенка называлась «Good morning to you» и текст был таким:
Good morning to you,
Good morning to you,
Good morning, dear children,
Good morning to all.
Песенка так понравилась ученикам, что они стали петь ее на днях рождения, немного меняя. И все больше людей запоминали эту простую мелодию и слова. Так постепенно «Happy birthday to you» стала одной из, если не самой, известной песенкой на английском языке, а сейчас переведена и исполняется по крайней мере на 18 языках по всему миру. Одним из самых известных исполнений этой песни была версия Мерлин Монро, которую она спела для Джона Ф. Кеннеди.
Около 10 лет назад, в 1998 году, по поводу принятия в США нового закона о продлении действия прав на интеллектуальную собственность, разгорелись настоящие судебные баталии затронувшие и «Happy birthday to you» – один из судей Верховного Суда США специально упомянул эту песенку в своем особом мнении. После этого многие исследователи обращались к вопросу действуют ли еще авторские права на «Happy birthday to you».
До сих пор продолжаются споры… В 2005 году Кембрю МакЛоуд привёл аргументы за недействительность авторских прав текст песни «Good Morning to All» и мелодию: практически вся мелодия уже существовала до этой версии, а текст сочинили вместе 5‑6‑летние дети, а в 2008 году, после длительных исследований, профессор  Браунейз заключил, что существуют большие сомнения в том, что права на песенку «Good Morning to All» все еще кому-то принадлежат.
Из чего делают скрипичные струны?

А знаете ли Вы, что итальянскими мастерами в Средневековье было обнаружено, что идеальным материалом для скрипичных струн являются овечьи кишки. Чтобы защитить свое изобретение, скрипичных дел мастера пустили миф о том, что лучшие струны получаются из кошачьих жил. Защита, надо признать, была замечательной, так как убить кошку в Средние века означало навлечь на себя беду.
Овечьи кишки использовались для изготовления всех скрипичных струн до 1750 года. Кишку вытягивали из животного еще теплой, очищали от жира и выделений и вымачивали в холодной воде. После этого самые лучшие участки нарезали на ленты, а затем скручивали и скоблили, пока не получалась струна нужной толщины.
В наши дни для производства струн используют комбинацию кишок, нейлона и стали, хотя большинство настоящих ценителей до сих пор уверены, что струна, сделанная из чистой кишки, дает наиболее теплый тон.


«Музыкальная дрожь»

Не менее интересные факты о музыке вы узнаете далее. К примеру, такое явление, как «музыкальная дрожь». Почувствовать её на себе удалось многим людям, когда они слушали музыку, соответствующую их предпочтениям. Здесь выражение «мурашки по коже» приобретает новый смысл. Ученее подтвердили, что некоторые композиции могут настолько нравиться человеку, что вызывают у него физическую реакцию. Она выражается в учащенном сердцебиении, незначительном повышении температуры, изменениях в дыхании. Такая реакция может появиться практически у каждого человека, однако намного чаще «музыкальная дрожь» случается с творческими и чувствительными натурами. - Читайте подробнее на FB.ru: http://fb.ru/article/184814/samyie-interesnyie-faktyi-o-muzyike-interesnyie-faktyi-o-rok-muzyike
Кошачий клавесин
А знаете ли вы, что в средние века даже музыка была подчас весьма жестока? Например, по некоторым сведениям, у короля Испании Филиппа II был очень необычный музыкальный инструмент. Назвался он «кошачий клавесин». Представлял он собой длинный ящик, разделенный перегородками на четырнадцать отсеков. В отсеки сажали предварительно отобранных кошек. Отбор заключался в «прослушивании». Животным наступали на хвосты, а «настройщик» по высоте голоса распределял страдалиц по отсекам. Головы несчастных высовывались в отверстия, а хвосты были жестко закреплены под клавиатурой.
При нажатии на клавишу острая игла впивалась кошке в хвост, животное кричало. Придворные по очереди «наигрывали» мелодии и пытались брать аккорды.
Такая жестокость по отношению к пушистым созданиям объяснялась тем, что церковь объявила кошек посланницами сатаны и помощниками. А животное черного цвета имело очень мало шансов на долгую жизнь.
Жестокое устройство получило распространение во всей Европе. Были «клавесины» из 7 и 14 ящиков. Кстати, «отбракованные» кошки обычно тут же сжигались. Интересный факт: Петр I для кунсткамеры тоже заказал «кошачий клавесин» в Гамбурге.

Источник: http://www.animalsprotectiontribune.ru
Из истории дирижерской палочки

А знаете ли вы, что известная нам небольшая дирижерская палочка вошла в употребление лишь в XIX веке, и популяризовал ее немецкий скрипач, композитор и дирижер Людвиг Шпор (1784 – 1859). Однажды на выступлении в 1820 году (по другим данным – в 1810 году) он свернул бумагу в тоненькую трубочку, которая стала как бы продолжение его руки. Впоследствии скатанная бумага превратилась в палочку, которую Шпору было удобно носить в кармане.  Дирижеры, поначалу удивленные этим новым приспособлением, затем поняли, насколько оно удобнее чем все то, что приходилось использовать до этого. А ведь пользовались дирижеры всеми возможными подручными средствами от скрипичного смычка (Глюк) до трости с набалдашниками из слоновой кости на каждом конце (Спонтини).
Яндекс.Метрика
Назад к содержимому | Назад к главному меню