Роль концертных выступлений - ДШИ Фокино

МБУ ДО
"Детская школа искусств"
ГО ЗАТО г. ФОКИНО

Приморский край, г. Фокино

ул. Комсомольская, д. 12

тел: 8 (42339) 24888

Перейти к контенту

Главное меню:

Роль концертных выступлений

Познавательное > Для родителей
Роль концертных выступлений в воспитании юного музыканта

Публичное выступление учащихся является одним из сложных видов деятельности. Оно предполагает владение определенным комплексом теоретических знаний и практических навыков, требует постоянного музыкального, интеллектуального и артистического совершенствования. Ежедневно готовясь к музыкальным занятиям по специальности, к академическим концертам, конкурсам, экзаменам, публичным выступлениям каждый исполнитель проходит долгий и трудный путь от разучивания произведения до его конечного воплощения на сцене. Все это время любой музыкант, будь он учеником или уже зрелым гитаристом или аккордеонистом, работает над собой.
За годы учебы в музыкальной школе – а это 5-7 лет – отношения между преподавателем и учеником становятся почти родственными.
Именно на индивидуальных занятиях совместное переживание музыки часто бывает решающим для успехов ученика и способствует появлению у него желания самому исполнять ту или иную музыку. Пробуждение такой инициативы, стремления к исполнению можно считать первой маленькой победой в педагогической работе. Возрастает значимость педагога, который помимо творческого наставничества, должен повлиять на положительное отношение к публичным выступлениям, заложить основы сценической культуры, помочь ученику в выборе средств психологической подготовки к концерту. Нужно целенаправленно и последовательно формировать у своих воспитанников любовь к сцене, посредством привлечения их к концертному исполнительству.
В процессе обучения игре на музыкальном инструменте, каждый учащийся ДШИ должен «почувствовать» сцену. Академический концерт, как эффективный способ проверки успеваемости и как форма исполнительской практики, играют в воспитании юного музыканта большую роль. Экзамены – наиболее ответственный момент в обучении. Они должны всесторонне выявить уровень подготовки обучаемого и его достижения за каждое полугодие и весь учебный год.
Успешность выступления на экзаменах и академических концертах зависит в первую очередь от старательной и систематической работы обучаемого на протяжении всего учебного года. Большое значение имеет и правильное руководство этой работой со стороны педагога. На качество игры во время экзамена влияет также уровень приобретенных навыков игры перед слушателями. Поэтому подготовка к экзаменам, академическим концертам должна включать в себя организацию регулярных выступлений учеников в открытых концертах, т. е. исполнительскую практику.
«Учащийся должен привыкать к тому, что выступление – это серьезное дело, за которое он несет ответственность перед слушателем, перед автором произведения, перед самим собой и перед свои педагогом, что вместе с тем это праздник, лучшие минуты его жизни, когда он может получить громадное художественное удовлетворение», - говорит об этом известный педагог А. Алексеев.
Поведение на эстраде, самочувствие во время игры, реакция на отношение аудитории – все это выявляется у каждого исполнителя, конечно же по-своему чрезвычайно различны и формы подготовки к концертным выступлениям и на вопрос: «Как себя вести перед концертом» - можно ответить словами замечательного педагога и пианиста К. И.Игумнова: «Нужно вести себя хорошо – не волноваться, не утомляться, не отвлекаться и не слишком много заниматься».
Очень ошибаются те педагоги, которые воспитание эстрадных навыков считают третьеразрядным делом. Разрыв между возможностями ученика и его навыками иногда приводит к большим неудачам на ответственных выступлениях, к паническому страху перед сценой, к психологическим травмам.
Работу по воспитанию сценичности следует начинать с самого начала. Именно в детском возрасте происходит интенсивный процесс формирования тех качеств, комплекс которых впоследствии станет основой личности музыканта. Заметно, что во время публичного выступления ребенок волнуется меньше, чем исполнитель старшего возраста. Детская психика направлена, прежде всего, на выражение положительных эмоций. Вот эта положительная направленность психики обучающегося музыке является серьезной предпосылкой для формирования ощущения удовлетворения от собственной игры на инструменте, удовольствие от общения со слушателем. Поэтому очень важно закрепить и развивать это чувство радости от выступления, сделать потребность своего ученика приносить радость людям.
Чтобы научиться хорошо играть на эстраде, необходимо как можно чаще выступать. Часто ученик отмечает: «Для себя уже играю, а для кого-нибудь другого еще не получается». Причина состоит в неумении сосредоточить внимание в присутствии посторонних людей. Необходима специальная тренировка в игре для товарищей, на уроке по специальности в обстановке, приближенной к эстрадной, с полной эмоциональной отдачей. Эстрадную обстановку можно создать не только на эстраде, но и дома. Известно, что неоценимую пользу приносит работа с диктофоном, видеокамерой. Шлифуя отдельное произведение или концертную программу в целом желательно неоднократно записать свое исполнение и затем проанализировать «оттиск». Видеозапись как бы выполняет функцию законсервированного зала с публикой, заставляет исполнителя максимально сосредоточить свое внимание на исполняемом материале, формирует также психотехнику в условиях максимальной ответственности за качество игры. Упражнение может многократно повторяться. Исполнителя, который впервые работает на запись, сначала раздражают мелкие дефекты собственной игры в записи. Но, преодолев технические трудности, он все больше обращает внимание на художественную сторону звучания и убеждает в несомненной эффективности такого метода совершенствования своей психотехники в домашних условиях. После тщательной работы с записью играть становится легче и для себя и для слушателя и на концертной эстраде. Следует учитывать, что многие отрицательные черты исполнения, как например, ритмические неточности или темповая неустойчивость, оказываются выявлены достаточно рельефно. Менее целесообразно практиковать такие целостные проигрывания несколько раз подряд, как известно, второй раз исполнить пьесу бывает легче, недостатков и шероховатостей при этом обычно оказывается меньше, что может породить чувство самоуверенности. Между тем на эстраде учащийся должен будет довольствоваться лишь однократным исполнением, гораздо полезнее поэтому после каждого исполнения возвращаться к детальной работе, чтобы вновь максимально мобилизовавшись, повторить подробную же проверку «на новом этапе».
Подпишитесь на рассылку Pandia.ru!
Рациональными могут оказаться занятия перед выступлениями в различной обстановке. Все это способствует развитию быстроты адаптации, артистической гибкости и уверенности – словом, тех свойств, обладая которыми, учащемуся все реже придется ссылаться на то, что «дома все выходило и получалось».
Работа по формированию у юного музыканта - исполнителя сценической устойчивости должна вестись с детских лет. Тот, кто часто успешно выступает в детские годы, обладает большей психологической устойчивостью, в дальнейшем проще справляются с эстрадным волнением.

Можно выделить следующие пути и способы по формированию у обучающихся сценической устойчивости:
а)  игра с завязанными глазами; в темной комнате (в медленном или среднем темпе сыграть произведение – дыхание ровное и не напряженное);
б)  игра с помехами и отвлекающими факторами (можно включить радио на среднюю громкость и если сыграть программу без труда, то сосредоточенности можно позавидовать);
в)  в моменты исполнения программы в трудном месте педагог произносит психотравмирующее слово «ошибка» - но ученик должен суметь не ошибиться;
г)  приседать, попрыгать раз 20, а затем проиграть концертную программу – это тоже самое, что бывает в момент выхода на эстраду.
Выявленные ошибки должны быть устранены проигрыванием программы в медленном темпе.
В нашей школе помимо академических концертов, экзаменов, зачетов каждый год проводятся различные конкурсы. Участие в конкурсе вполне соответствует естественной детской потребности соревноваться. Возможность участия в конкурсе является сильнейшим стимулом для упорной работы на инструменте. Участие в конкурсе ставит перед детьми конкретную цель, близкую их пониманию: померяться силами с другими в дружеском состязании. Конкурсы для детей в общем чрезвычайно полезны. Они открывают таланты, являясь поучительной и ненавязчивой практической школой для преподавателей, развивают стремление детей к соревнованию и устремляют их усилия к конкретной цели, расширяют репертуар детей, укрепляют их нервную выносливость. Детские конкурсы – не только испытания для детей, но возможно даже в первую очередь и для преподавателей. Если в школьном конкурсе могут участвовать почти все обучающиеся, то для межрайонных, областных и региональных конкурсов годится не всякий ребенок, и не каждому ребенку подготовка к конкурсу и участие в нем может пойти на пользу.
В нашей школе проходят концерты для родителей для родителей. Все обучающиеся должны выступать и приходить на концерт всей семьей. Это хороший стимул для учащихся, где каждый может почувствовать себя артистом, так как не каждый ребенок за все годы обучения принимает участие в каких-нибудь концертах для города, межрайонных и региональных конкурсах.
Являясь важной вехой в процессе обучения юного музыканта, развития его исполнительских навыков, каждое публичное выступление должно и помочь подытожить достигнутое, и наметить, и уточнить дальнейшие перспективы художественно-технического роста. Пользу при этом оказывают не только этапы подготовки к выходу на эстраду – своего рода «школа мобилизации», нахождение рациональных методов и завершающий период работы, не только сам процесс выступления – проверка исполнительских самоощущений, совершение артистизма, но и подведение итогов, умение дать правильную оценку происшедшему, сделать полезные выводы на будущее. Все это должно учитываться самим выступающим и принимающим особое, близкое участие в его судьбе педагогом, и, наконец, комиссией – при официальных отчетах и экзаменах.
И всегда нужно помнить о том, что и для учащегося – исполнителя, и для его педагога эстрадное выступление – это своего рода создание произведения искусства, за которое она они несут ответственность перед слушательской аудиторией.
Яндекс.Метрика
Назад к содержимому | Назад к главному меню