Влияние родительских установок на развитие детей
Познавательное > Для родителей
Влияние родительских установок на развитие детей


Под родительскими установками понимают систему или совокупность родительского эмоционального отношения к ребенку, восприятие ребенка родителями и способов поведения с ними. Бесспорно, родители - самые значимые и любимые для ребенка люди. Авторитет, особенно на самых ранних этапах психоэмоционального развития, непререкаем и абсолютен. Вера в непогрешимость, правоту и справедливость родителей у ребенка непоколебима:«мама сказала...», «Папа велел...» («Мама сказала, что у меня руки крюки и ни чего не получается»)
Родителям стоит осторожно и внимательно относиться к своим словесным обращениям к ребенку, оценкам поступков ребенка, избегать установок, которые впоследствии могут отрицательно проявиться в поведении ребенка, делая ее жизнь стереотипной и эмоционально ограниченной.
Установки формируются с раннего детства, и, чем раньше они усвоены, тем сильнее их действие. Раз возникнув, установка не исчезает и в благоприятный для нее момент жизни ребенка воздействует на его поведение и чувства.
Ниже приведена таблица наиболее часто встречающихся негативных родительских установок. Обратите внимание на те последствия, которые они могут иметь для личности ребенка, и научитесь выдвигать контр установки Вспомните, не слышали ли вы нечто похожее от своих родителей? Не стали ли некоторые из них тормозящими указателями на вашем жизненном пути?
Негативные установки | Последствия | Позитивные установки |
«Не будешь слушаться, с тобой никто дружить не будет...» | Замкнутость, отчуждённость, (угодливость, безынициативность, подчиняемость, приверженность стереотипному поведению. | «Будь собой, у каждого в жизни будут друзья!» |
«Горе ты моё!» | Чувство вины, низкая самооценка, враждебное отношение к окружающим, отчуждение, конфликты с родителями. | «Счастье ты моё, радость моя!» |
«Плакса-Вакса, нытик, пискля!» | Сдерживание эмоций, внутренняя озлобленность, тревожность, глубокое переживание даже незначительных проблем, страхи, повышенное эмоциональное напряжение | «Поплачь, будет легче...» |
«Ничего не умеешь делать, неумейка!» | Неуверенность в своих силах, низкая самооценка, страхи, задержки психического развития, безынициативность, низкая мотивация к достижению | «Попробуй ещё, у тебя обязательно получится!» |
«Ты плохой, обижаешь маму, я уйду от тебя к другому ребёнку! | Чувство вины, страхи, тревожность, ощущение одиночества, нарушение сна, отчуждение от родителей, "уход" в себя или "уход" от родителей | «Я никогда тебя не оставлю, ты самый любимый!» |
«Не ешь много сладкого, а то зубки будут болеть, и будешь то-о-ол-стая! | Проблемы с излишним весом, больные зубы, самоограничение, низкая самооценка, неприятие себя | «Давай немного оставим папе (маме) и т.д.» |
«Не твоего ума дело!» | Низкая самооценка, задержки в психическом развитии, отсутствие своего мнения, робость, отчуждённость, (конфликты с родителями). | «А ты как думаешь?» |
Естественно, список установок может быть значительно больше. Составьте свой собственный и попытайтесь найти контрустановки, это очень полезное занятие, ведь сказанное, казалось бы, невзначай и не со зла, может "всплыть" в будущем и отрицательно повлиять на психоэмоциональное благополучие ребенка, его поведение, а нередко и на его жизненный сценарий.
Преподаватель МБОУ ДШИ ЗАТО ГО Фокино
Пилипчук Нина Анатольевна
Автор статьи Г.Галямова – педагог-психолог