Влияние родительских установок на развитие детей - ДШИ Фокино

МБУ ДО
"Детская школа искусств"
ГО ЗАТО г. ФОКИНО

Приморский край, г. Фокино

ул. Комсомольская, д. 12

тел: 8 (42339) 24888

Перейти к контенту

Главное меню:

Влияние родительских установок на развитие детей

Познавательное > Для родителей
Влияние родительских установок на развитие детей

Душевная жизнь человека чрезвычайно сложна, т.к. психика состоит из двух взаимоопределяющих составных: осознаваемое и неосознаваемое - сознание и подсознание. В неосознаваемой сфере очень важное значение имеет фиксированное отношение к себе, к другим и к жизни в целом (ребенок с детства усваивает какой я: умный, не умный, способный или никчемный и т.д). Определяют это родительские установки. Родителям особенно важно понять, какую роль в эмоционально-личностном развитии ребенка играют родительские установки.
Под родительскими установками понимают систему или совокупность родительского эмоционального отношения к ребенку, восприятие ребенка родителями и способов поведения с ними. Бесспорно, родители - самые значимые и любимые для ребенка люди. Авторитет, особенно на самых ранних этапах психоэмоционального развития, непререкаем и абсолютен. Вера в непогрешимость, правоту и справедливость родителей у ребенка непоколебима:«мама сказала...», «Папа велел...» («Мама сказала, что у меня руки крюки и ни чего не получается»)
Родителям стоит осторожно и внимательно относиться к своим словесным обращениям к ребенку, оценкам поступков ребенка, избегать установок, которые впоследствии могут отрицательно проявиться в поведении ребенка, делая ее жизнь стереотипной и эмоционально ограниченной.
Установки формируются с раннего детства, и, чем раньше они усвоены, тем сильнее их действие. Раз возникнув, установка не исчезает и в благоприятный для нее момент жизни ребенка воздействует на его поведение и чувства.
Ниже приведена таблица наиболее часто встречающихся негативных родительских установок. Обратите внимание на те последствия, которые они могут иметь для личности ребенка, и научитесь выдвигать контр установки Вспомните, не слышали ли вы нечто похожее от своих родителей? Не стали ли некоторые из них тормозящими указателями на вашем жизненном пути?

Негативные установки
Последствия
Позитивные
установки
«Не будешь слушаться, с тобой никто дружить не будет...»
Замкнутость, отчуждённость, (угодливость, безынициативность, подчиняемость, приверженность стереотипному поведению.
«Будь собой, у каждого в жизни будут друзья!»
«Горе ты моё!»
Чувство вины, низкая самооценка, враждебное отношение к окружающим, отчуждение, конфликты с родителями.
«Счастье ты моё, радость моя!»
«Плакса-Вакса, нытик, пискля!»
Сдерживание эмоций, внутренняя озлобленность, тревожность, глубокое переживание даже незначительных проблем, страхи, повышенное  эмоциональное напряжение
«Поплачь, будет легче...»
«Ничего не умеешь делать, неумейка!»


Неуверенность в своих силах, низкая самооценка, страхи, задержки психического развития, безынициативность, низкая мотивация к достижению«Попробуй ещё, у тебя обязательно получится!»
«Ты плохой, обижаешь маму, я уйду от тебя к другому ребёнку!
Чувство вины, страхи, тревожность, ощущение одиночества, нарушение сна, отчуждение от родителей, "уход" в себя или "уход" от родителей
«Я никогда тебя не оставлю, ты самый любимый!»
«Не ешь много сладкого, а то зубки будут болеть, и будешь то-о-ол-стая!
Проблемы с излишним весом, больные зубы, самоограничение, низкая самооценка, неприятие себя«Давай немного оставим папе (маме) и т.д.»
«Не твоего ума дело!»
Низкая самооценка, задержки в
психическом развитии, отсутствие своего мнения, робость, отчуждённость, (конфликты с родителями).

«А ты как думаешь?»
Естественно, список установок может быть значительно больше. Составьте свой собственный и попытайтесь найти контрустановки, это очень полезное занятие, ведь сказанное, казалось бы, невзначай и не со зла, может "всплыть" в будущем и отрицательно повлиять на психоэмоциональное благополучие ребенка, его поведение, а нередко и на его жизненный сценарий.

Преподаватель МБОУ ДШИ ЗАТО ГО Фокино
Пилипчук Нина Анатольевна
Автор статьи  Г.Галямова – педагог-психолог

Яндекс.Метрика
Назад к содержимому | Назад к главному меню